Светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии
В Казахстане за время независимости выработали правила равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания, исключая те случаи, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и здоровью человека, посягает на устои общества.
Такой принцип государственной политики по отношению к вероисповеданию называется светским. Зачастую светским ошибочно называют общество, необоснованно отождествляя светскость как принцип государственной политики и секуляризм или атеизм как существующее в обществе отношение к религии, иногда доминирующее.
Светскость – это принцип государственной политики, заключающийся в равном отношении к человеку или группе независимо от его вероисповедания. Если в качестве примера мы возьмем Ислам, то мусульмане не нуждаются в привилегиях, они за равное отношение. То есть за соблюдение светского, равноудаленного отношения, когда человека оценивают не по его религии, а по реальным поступкам. Ислам это – ответственность, а не привилегия. Но очень часто либо по невежеству, либо злонамеренно, непросвещенные люди стремятся необоснованно отождествить атеизм и секуляризм со светскостью, выставляя себя как бы в нейтральном положении по отношению к религии, хотя это не так. Это не нейтралитет, а отрицание роли и значения религии в жизни общества. Поэтому светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии.
Если мы рассмотрим вопрос не противоречит ли светскость интересам развития Ислама в Республике Казахстан, то мы увидим, что Ислам четко расставляет приоритеты и уровень ответственности. Пророк Мухаммад, не призывал к тому, чтобы ради власти, привилегий или богатства менять одних правителей на других. Основа — «нет в религии принуждения».
Пророк, постоянно призывал изгнавших его мекканцев к миру, и в местности Худайбийя заключил договор, содержавший значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год – чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.
Этот пример является исчерпывающим доказательством того, что мир отвечает интересам Ислама, а значит и самих мусульман. Приветствие «Ассаламу алейкум» означает пожелание мира. Напротив, развязывание войны, агрессии, нетерпимости, когда люди не прислушиваются к доводам разума, отвечает интересам тех, кто противится распространению Ислама, стремится сохранить зависимость человека от страстей, чтобы управлять ими.
Одним словом, в Исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания. Кроме того, Ислам в понимании ханафитского мазхаба и Православное христианство признаются в качестве традиционных религий в Казахстане, согласно Закону «О религиозных объединениях и религиозной деятельности» от 2011 г.
Принцип управления государством, основанный на светских началах является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничным государстве, каким сегодня является Казахстан.
Светскость не означает отказ от религии. К примеру, США — светское государство, а чиновники, военные, свидетели в суде клянутся на Библии, говорят избирателям: «God bless You». В Великобритании глава государства – королева, а ныне король Карл III — является также главой Англиканской протестантской церкви. В Германии церковный налог собирает государственная налоговая служба. Светскость не есть изгнание религии на задворки общественной жизни.
Кроме того, положительным примером светского устройства государства, на котором базируется казахстанская модель межконфессионального согласия является проведение в столице Казахстана седьмого по счету Съезда лидеров мировых и традиционных религий, в котором представлены более 50 делегаций из 108 стран мира. В рамках Съезда в Астане собрались представители Ислама, Христианства, Иудаизма, Буддизма, Синтоизма и др. религий для поиска ответов на глобальные вопросы, обеспечения стабильности, укрепление сотрудничества, популяризации мира и согласия.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что именно благодаря соблюдению принципов светскости нам удалось построить мирные, равные, системообразующие государственно-конфессиональные отношения, которые на данный момент обеспечивают межрелигиозное согласие внутри страны и высоко ценятся на международной арене.
Дихамбаев Н.Ж.
Религиовед, специалист Центра изучения религий города Нур-Султан