Советник Президента РК Ерлан Карин в своем Facebook проанализировал стратегию казахстанских властей в борьбе с распространением COVID-19, передает BasNews.kz.
«Вторая неделя чрезвычайного положения в Казахстане показывает, что стратегия властей по борьбе с распространением коронавируса, в целом была эффективной.
Ее особенность заключается в трех подходах:
Первое. Действовать на опережение ситуации. Некоторые эксперты отсчет принятых государством мер ошибочно ведут с середины марта. Тогда было объявлено об отмене учебных занятий в школах и вузах и о введении чрезвычайного положения в стране. На самом деле, первые кардинальные меры были приняты еще в январе, задолго до того как ВОЗ объявила ситуацию с COVID-19 пандемией.
24 января китайские власти приостановили транспортное сообщение с Уханем — столицей провинции Хубэй, очагом вспышки нового вируса, закрыв в том числе аэропорт и железнодорожные станции для выезда.
26 января Президент Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству принять решительные организационные меры по недопущению распространения коронавируса на территории Казахстана. В тот же день, была создана Межведомственная комиссия Правительства и предприняты следующие действия. Было поручено обеспечить готовность медицинских учреждений к оказанию необходимой помощи населению в случае ухудшения эпидемиологической ситуации; усилить санитарно-эпидемиологический и миграционный контроль в пунктах пропуска на государственной границе, в том числе на объектах воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта; установить медицинское наблюдение за всеми лицами, прибывающими из за рубежа; обеспечить экстренную эвакуацию казахстанских студентов и других граждан РК, находящихся в г. Ухань КНР. Также были развернуты дополнительные реанимационные боксы в инфекционных больницах в двух городах – в Нур-Султане и Алматы.
Тем временем, 27-30 января были выявлены первые случаи заражения коронавирусом в Великобритании, Германии и Италии.
Второе. Было решено действовать поэтапно. Как уже было сказано, первые меры были приняты 26 января. 31 января был начат уже второй этап усиления санитарно-эпидемиологического контроля: в санитарно-карантинные пункты на всех границах было дополнительно направлено 150 специалистов санэпидслужбы; налажена лабораторная диагностика новой инфекции; утверждены клинический протокол лечения и алгоритмы противоэпидемических мероприятий. В первые дни февраля были эвакуированы наши граждане из китайского города Ухань. Были приостановлены все авиарейсы, а также пассажирские поезда и автобусы в Китай.
20 февраля власти приступили к реализации третьего этапа плана по предупреждению завоза и распространения инфекции. Была разработана и внедрена методика ранжирования стран по трем категориям в зависимости от степени риска распространения коронавирусной инфекции. За лицами, прибывающими из неблагополучных, согласно этой градации, стран, устанавливался соответствующий медицинский мониторинг. Более того, в зависимости от ситуации с этими странами сокращалось или же отменялось авиасообщение.
1 марта был введен четвертый этап усиления санитарно-эпидемиологического контроля. Был расширен перечень «карантинных» стран: к лицам, которые приезжали в Казахстан оттуда, применялись мониторинговые и карантинные мероприятия. 2 марта на заседании Правительства были рассмотрены дополнительные меры по недопущению распространения коронавируса на территории Казахстана. Разработан новый Алгоритм действий при выявлении и распространении коронавирусной инфекции в РК («План Б»).
В конце февраля и в начале марта были выявлены первые случаи заражения коронавирусом в Азербайджане, Беларуси и Армении.
Третье. Стратегия властей предполагала оперативность и решительность. Несмотря на отсутствие на тот момент случаев заражения COVID-19 на территории Казахстана, власти действовали очень решительно. Учитывалось резкое ухудшение эпидемиологической ситуации в ряде стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы. 2 марта Президент РК отменил ряд общественных мероприятий в стране. 11 марта ВОЗ объявляет ситуацию с коронавирусом пандемией.
12 марта Президент Казахстана проводит совещание с руководителями ряда государственных органов, по итогам которого Глава государства поручает Правительству усилить меры по недопущению распространения нового вируса на территории страны. В частности, вводится временный запрет на проведение массовых культурных и спортивных мероприятий, конференций и выставок. Усиливается санитарный режим во всех местах массового скопления людей, включая торговые центры, рынки, объекты пищевой промышленности, вокзалы и аэропорты. Отменяются занятия в школах, а ВУЗы переходят на дистанционное обучение. Ограничительные меры коснутся и международные авиационные перевозки.
13 марта обнаруживаются первые случаи заражения коронавирусом в стране. В тот же день Касым-Жомарт Токаев проводит заседание Штаба оперативного реагирования с участием руководителей Правительства и ряда госорганов и объявляет о новых мерах по усилению карантинного режима. 15 марта Президент подписывает Указ о введении в республике чрезвычайного положения.
16 марта Касым-Жомарт Токаев выступает с телевизионным обращением к народу Казахстана. По всему миру правительства и главы государств принимают меры для борьбы с коронавирусом.
Так, режим ЧП был введен в США 13 марта, в Испании, Сербии – 15 марта, во Франции – 24 марта. 25 марта в Индии введен трехнедельный общенациональный карантин. 24 марта Всемирный Олимпийский комитет объявил о переносе Летних Олимпийских игр в Токио на 2021 год.
Таким образом, казахстанские власти вводили меры не слишком преждевременно, ни тем более поздно. Решения и их реализация были поэтапными — каждый раз соответственно общей ситуации в мире и в стране.
Президент с самого начала задал четкий алгоритм действий. Благодаря этому удалось максимально отсрочить проникновение коронавируса в Казахстан и сдержать его масштабное распространение внутри страны.
Но борьба продолжается. Нынешняя ситуация в мире показывает, что пандемия может иметь затяжной характер. Теперь многое зависит не только от быстрых и решительных действий государства, но и от солидарности и ответственности самого общества. Китай смог преодолеть острую фазу эпидемии благодаря высокой организационной роли государства. В Японии, Сингапуре масштабное распространение сдерживает сознательное поведение граждан.
Казахстан может показать пример синтеза этих двух слагаемых успеха в борьбе с коронавирусом».