BasNewsНовости

Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana планируют приватизировать

Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana планируют приватизировать для увеличения конкуренции на рынке. Об этом рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, передает корреспондент Basnews.kz.

Он отметил, что на сегодня отрасль имеет ряд проблем, одна из которых – большая доля государственного участия.

На рынке гражданской авиации работают три авиакомпании:

  • Air Astana и Fly Arystan с долей более 70%;
  • Qazaq Air с долей 6%;
  • SCAT с долей на рынке 24%.

«Данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию», – сказал Рустам Ахметов в СЦК.

По его словам, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.

В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:

  • реализация 100% акций компании Qazaq Air и Air Astana;
  • выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации;
  • увеличение сроков действия режима «открытого небо» до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
  • закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.
Back to top button