BasNewsНовостиАналитика

Министр о соглашении Казахстана и «Сбера»: Российские специалисты не будут иметь доступа в системы

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин разъяснил выбор российской группы компаний «Сбер» для внедрения новой цифровой платформы для оказания госуслуг в Казахстане, передает BasNews.kz со ссылкой на сайт Tengrinews.kz.

Багдат Мусин в эфире Atameken Business Channel подчеркнул, что сейчас цифровое госуправление в Казахстане состоит из разных 400 информационных систем, которые построены на разных технологиях и качестве.

«Для того чтобы этот зоопарк систем и технологическое разнообразие привести в порядок, на это ответ — переход на платформенную модель цифровизации. Что она из себя представляет? В качестве примера мы в режиме пандемии проработали, хотели начислить 42 500 (тенге, выплаты во время режима ЧП в Казахстане. — Прим.). (…) Можно было вычислить этих всех людей (пострадавших, которым полагалась выплата), просмотреть на их соцобеспечение и сразу же одной кнопкой начислить 42 500. В итоге мы не смогли эту задачу выполнить. Почему? Потому что разнообразие информационных систем, их дезинтегрированность не способны нам помочь в таких именно задачах», — отметил он.

По словам министра, к вопросу выбора платформы от «Сбера» шли последовательно и системно, изучая разные кейсы, в том числе в ОАЭ, Сингапуре.

«Мы искали подобного рода решения, но которые будут удовлетворять требованиям Комитета национальной безопасности и информбезопасности. Мы в меморандуме черным по белому прописали одну вещь, что нам нужны открытые исходные коды, для того чтобы мы убедились, нет ли никаких так называемых закладок, которые не знаем, чтобы злоумышленники не могли проникнуть в эти системы и злоупотреблять нашими данными. Это последовательное решение, которое обсуждалось, в том числе и в правительстве, и в Администрации Президента. Поэтому то, что мы приняли такое решение, оно не сиюминутное и не чье-то давление со стороны», — прокомментировал Багдат Мусин в прямом эфире на телеканале Atameken Business.

Министр заявил, что российский «Сбер» может предоставить систему, которая удовлетворяет требования Казахстана в аспектах платформенной модели и информационной безопасности.

«Есть базы данных с личными данными казахстанцев: налоговые данные, базы по недвижимости и так далее. А есть программные продукты, которые используются в основе. Вопрос в том, что программный продукт, который предоставляется нам, разработка на этом программном продукте и склеивание всех сервисов, перенос наших данных, наших улучшенных бизнес-процессов и вывод госуслуг — это не будет делаться руками российских специалистов. Это будут делать казахстанские IT-специалисты«, — сообщил министр.

Как подчеркнул глава ведомства, базы данных будут располагаться на территории Казахстана в защищенной инфраструктуре. При этом, по его словам, прямого доступа у российских специалистов не будет. В случае необходимости технологической поддержки встреча будет осуществляться при наблюдении сотрудников Государственной технической службы.

«Тут нужно понимать, разделять мух от котлет. Владимир Владимирович (президент России Путин. — Прим.) при выступлении сказал, российская сторона в этом меморандуме берет обязательства на поставку программного продукта. То есть когда Oracle поставлял нам программный продукт, почему такого хай-вая не было? Oracle нам не открыл исходные коды, мы не знаем, какие закладки, какие программы могут быть прописаны в этих исходных кодах. А тут нам открывают исходные коды, гарантируют суверенность наших данных, что никто никогда в жизни из российских специалистов санкционированно туда доступа иметь не будет. Поэтому это все в наших руках. Мы опубликуем в скором времени реестр технологий, которые использует «Сбер». Он 90 процентов современным айтишникам очень знаком, поэтому мы ходим как путеводитель, чтобы университеты где-то свои программы перестроили. И будут готовиться к трансформации», — добавил Багдат Мусин.

По его словам, соглашение со «Сбером» планируется заключить в марте-апреле 2022 года.

«Понятно, что наше бюджетное законодательство требует определенных процедур, и эти процедуры все будут пройдены. Поэтому мы планируем где-то к марту-апрелю следующего года уже заключить, грубо говоря, соглашение, по которому будут определены все параметры этого проекта и положены на бумагу. Меморандум — это документ, который остается лишь меморандумом. Поэтому нам в скором времени нужно уже приступать к экономическому обоснованию. После этого — к формированию рабочей документации и определению контуров проекта, в рамках которого будет заключаться контракт. Почему в марте следующего года, а не раньше? Потому что и обследование, которое мы начали вместе с нашими операторами, заканчивается к декабрю, в котором мы будем конкретно понимать, когда и какую систему первично и какую отрасль первично надо перекидывать на платформенное решение», — озвучил Мусин.

Также министр цифрового развития высказался о стоимости проекта.

«Сейчас оговаривается. Но я видел разные домыслы, в том числе, что 5 миллиардов долларов и так далее. Нет таких сумм. Есть сумма приблизительная — около 500 миллионов долларов, которая оговаривает рамки на пять лет проекта, но это еще мы будем уточнять при экономических исследованиях и по завершении обследования конкретно нашего IT-ландшафта», — добавил министр.

Back to top button