Эксперт: Не нужно отождествлять атеизм со светскостью
Политика казахстанского государства в сфере религии, реализуемая в форме светской модели государственно-конфессиональных отношений, основанная на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от отношения к религии наиболее эффективна, и можно сказать в какой-то мере – безальтернативна для Казахстана. Более подробно о государственно-конфессиональных отношениях и о вопросах светскости рассказал религиовед, руководитель отдела столичного Центра изучения религий Бексултан Абдуллов.
В современном мире отношения государства и религии на основе разделения сфер деятельности не являются уникальными, скорее наоборот, практически не осталось государств, где бы принципы светскости не являлись основой государственного устройства.
Теократические государства, в которых власть всецело принадлежала духовенству, существовали в средние и более древние века. Сегодня теократическим государством в полном смысле можно назвать лишь Ватикан. Элементы теократического устройства демонстрируют Иран, Саудовская Аравия и другие арабские монархии, в которых ислам играет определяющую роль по широкому спектру общественной жизни населения, включая политику, систему судебной власти, образования и т.д. И даже в этих странах в последнее время усиливаются тенденции укрепления светских принципов государственного управления.
Мы за время независимости выработали правила равного отношения к человеку независимо от его вероисповедания, исключая те случаи, когда следование религии создает прямую угрозу жизни и здоровью человека, посягает на устои общества.
Поэтому сегодня светскость является залогом духовного развития Казахстана. Не нужно отождествлять атеизм со светскостью. Конституция Республики Казахстан гарантирует право на свободу вероисповедания.
Если обратиться к мировой практике, то мы увидим, что светскость не означает отказ от религии. К примеру, Соединенные штаты Америки — светское государство, а чиновники, военные, свидетели в суде клянутся на Библии. В Великобритании глава государства — королева является также главой Англиканской протестантской церкви. В Германии церковный налог собирает государственная налоговая служба.
Как мы видим, светскость и духовность не противоречит друг другу, так как понятие светскость – это форма управления государством, а духовность это составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве – чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним.
Таким образом, если рассматривать личностные качества, которыми должен обладать светский верующий, то, прежде всего это законопослушный гражданин, который чтит и хранит традиции, обычаи своего народа, с уважением и толерантностью относится к представителем других религий и национальностей, и отрицательно относится к проявлениям радикальной деструктивной религиозной идеологии.
В нашей стране религиозные объединения являются важными участниками социально полезной деятельности (культурно — просветительской, гуманитарной, благотворительной). Более того, государство стремится привлекать религиозные объединения к решению социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, профилактика преступлений, формирования здорового образа жизни, укрепления семьи, создания высокого духовного и нравственного климата и условий для социальной стабильности в обществе.
Кроме того, государство взаимодействует с религиозными объединениями страны по вопросам сохранения согласия, взаимопонимания, толерантности в обществе. Примером чему служат действующие при Комитете по делам религий и акиматах регионов клубы и советы по связям с религиозными объединениями, имеющие статус консультативно-совещательных органов.
Также, следует отметить то, что на международной арене Казахстан, является одним из лидеров по продвижению идей диалога светской и религиозной культур. Именно поэтому в Казахстане уже проведено шесть съездов лидеров мировых и традиционных религий, на которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили свое стремление к единой цивилизации, основанной на общепринятых ценностях толерантность и свобода, для диалога разных культур и религий. Седьмой Съезд, должен был состояться в Нур-Султане в 2021 году, однако из-за эпидемиологических ограничений связанных с пандемией COVID-19 был перенесен и состоится этой осенью.
Таким образом, учитывая вышесказанное, созданная в Казахстане светская модель государственно-конфессиональных отношений основанная на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию, является системообразующим фактором построения современного и будущего нашего Казахстанского государства.