Идея строительства ОРЦ (оптово-распределительный центр) за баснословные бюджетные деньги, похоже, «качнула» многих. Особенно, тех, кто в буквальном смысле выживает, производя сельскохозяйственную продукцию. О том, что идея бесперспективная и вредоносная для экономики, для аграрного сектора говорят специалисты и сами производители. Разве это имелось ввиду, когда в течение нескольких месяцев подряд в Сенате обсуждали будущее АПК, роль мелкого и среднего фермерства, а также значение аграрной науки и сельского образования?
Масштабное обсуждение проблем АПК инициировала Дарига Назарбаева, экс-спикер Сената. И логично, что оно началось со встреч с представителями аграрных научных учреждений и с самими учеными, в котором приняли участие ведущие аграрные вузы и научно-исследовательские институты.
Выступивший на встрече председатель правления АО «НАНОЦ» Толеутай Рахимбеков считает, что главной проблемой аграрной науки в Казахстане является отсутствие системы передачи знаний, трансферта и коммерциализации технологий. В этой связи Т. Рахимбеков предложил восстановить в регионах на базе районных агроколледжей и палат предпринимателей систему сельских информационно-консультационных пунктов (СИКЦ).
Председатель правления АО «НАНОЦ» отдельно остановился на проблеме дефицита кадров в аграрной науке и особо подчеркнул, что зачастую выпускники профильных вузов не работают по специальности.
В свою очередь Дарига Назарбаева поинтересовалась насколько эффективна Международная образовательная стипендия «Болашак» в решении этой проблемы. Толеутай Рахимбеков ответил, что на сегодняшний день из 10 тысяч выпускников программы в аграрной сфере работают лишь 70 человек.
Продолжая тему закрепления на селе выпускников вузов и высококвалифицированных специалистов, председатель правления АО «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина» А. Куришбаев предложил в качестве одного из решений кооперацию мелких крестьянских хозяйств. Если трудно создать условия для современных кадров по одиночке, то, скооперировавшись, фермерские хозяйства смогут обеспечить кадры нормальными социально-бытовыми условиями и соцпакетом, считает ректор вуза.
В своем выступлении генеральный директор Казахского научно-исследовательского института земледелия и растениеводства Андрей Агеенко остановился на ситуации в семеноводстве. По словам ученого, остро стоит проблема хранения генофонда растений, существующая система первичного семеноводства не соответствует требованиям современного агробизнеса, отсутствует контроль за отечественным рынком семян, большинство фермеров сеют зерном, которое не соответствует стандартам.
Все эти факторы обрекают поля на низкую урожайность и продуктивность. Предлагаем внести изменения в систему контроля семеноводства, разрешить выпускать на рынок перспективные сорта культур, не дожидаясь трехлетнего цикла регистрации в реестре, — сказал А.Агеенко.
Генеральный директор ТОО «Карабалыкская сельскохозяйственная опытная станция» Дамир Калдыбаев, в свою очередь, предложил законодательно урегулировать ввоз и вывоз семян. Это могло бы повысить конкурентоспособность отечественных производителей и защитить национальный рынок.
В своем выступлении он обратил внимание участников встречи на проект «Научное село».
С целью повышения привлекательности сельской науки для молодежи и удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей в научных разработках мы с прошлого года начали реализацию этого проекта. От акимата области нам выделено 880 млн тенге, на 380 млн тенге было отремонтировано 21 км дороги, на 500 млн тенге восстановим инженерно-социальную инфраструктуру, — сказал Д. Калдыбаев.
В ходе обсуждения Председатель Сената поддержала проект и предложила привлекать к реализации этой инициативы инвесторов — выходцев из сел.
Завершая обсуждение, Д.Назарбаева высказалась за создание при Сенате постоянно действующей площадки для широкого профессионального обсуждения проблем сельхозотрасли:
Нам надо создать при Сенате Совет по АПК, пока не доведем до ума и с программой, и со всеми предложениями. Мы внимательно отнесемся ко всем рекомендациям и постараемся включить их в документ, который в дальнейшем направим в Правительство. В этот Совет могли бы войти все заинтересованные стороны: представители АПК, Правительства, местных исполнительных органов власти, сферы науки и подготовки кадров, — сказала Д.Назарбаева.
Еще тогда Д.Назарбаева поручила Комитету по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий изучить затронутые участниками встречи проблемные темы и подготовить их к обсуждению на парламентских слушаниях.
Буквально через месяц в Сенате прошли парламентские слушания по вопросам развития агропромышленного комплекса.
«Сегодня мы с вами обсуждаем вопрос, наверное, самый волнующий для каждого казахстанца – вопрос развития аула, нашей земли, наших земельных ресурсов. Что значит аул для каждого из нас? Это колыбель нашей национальной идентичности. Корни казахского самосознания лежат здесь, это источник нашего патриотизма и хранилище исконных традиций», — сказала спикер палаты Дарига Назарбаева, открывая слушания.
Она отметила, что вопросы развития АПК затрагивают не только 42 процентов казахстанцев, проживающих в сельской местности, но и все население нашей страны. И это ведь очевидно.
«Сельское хозяйство – стержневая отрасль экономики Казахстана. Казахстан всегда славится своим зерновым производством. А животноводство исторически всегда было неотъемлемой частью уклада жизни нашего народа, интуитивно близкой и понятной каждому казаху на генном уровне. Так почему же, при всех природных и исторических предпосылках, недостижимым остается объем отечественного производства на уровне 80 процентов потребляемых продуктов питания? Именно этот уровень необходим для устойчивости и внутренней экономической безопасности страны? Почему при самом трепетном отношении нашего народа к родной земле, сельское хозяйство на протяжении многих лет остается одной из самых проблемных отраслей экономики? – задалась вопросами глава Сената.
Д.Назарбаева отметила, что сложившаяся ситуация требует широкого профессионального разговора и диалога с обществом – особенно с жителями сельских регионов.
Именно отсутствие этого честного обсуждения с сельчанами и фермерами приводит к инициированию, а то и принятию решений, которые не только не развивают село, но даже и вредят. Кроме этих пресловутых ОРЦ можно вспомнить и запрет на экспорт скотины и овощной продукции из Южного Казахстана. Последнее привело к тому, что многие мелкие фермеры близки к банкротству.
Эти и не только эти идеи решения стали стагнации сельского хозяйства. И больше всего ощутили на себе жители сел и деревень, в которых уровень жизни достиг чуть ли не дна. К примеру, по данным Д.Назарбаевой, средняя заработная плата на селе была самой низкой по всем отраслям экономики.
«Годы постоянного и, зачастую, бессистемного реформирования аграрного сектора страны привели к кризису в сельском хозяйстве, резкому спаду производства, снижению реальных доходов производителей, росту неравенства цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, и другим негативным явлениям», — отметила Д.Назарбаева.
Всё это, по ее словам, привело к обесцениванию сельскохозяйственного труда, сокращению числа рабочих мест и уровня занятости на селе, сужению аграрного рынка труда и увеличении коэффициента напряженности, а также сокращении объектов социальной инфраструктуры, социально-бытовых услуг.
«Качество жизни сельчан страдает от отсутствия доступа к объектам инфраструктуры. В таких условиях социальное самочувствие жителей не может быть удовлетворительным и формировать желание оставаться в родном селе», — отметила Д.Назарбаева.
Дарига Назарбаева также напомнила, что все эти вопросы не оставались без внимания государства. Так, начиная с 2010 года, в Казахстане были приняты 3 госпрограммы. Третья действующая госпрограмма развития АПК завершится в 2021 году. За период с 2017 по 2021 годы предполагается увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза.
Согласно данным Комитета по статистике, валовый выпуск продукции сельского хозяйства с 2017 по 2019 годы не превышал 4,5 триллиона тенге, тогда как к 2021 году, в рамках программы по развитию сектора, он должен вырасти до 8,2 триллиона тенге. За 3 года реализации программы уже потрачено около 2 триллионов тенге только на субсидирование отраслей АПК.
Каким образом и за счет чего, каких кардинальных мер поддержки может прибавить аграрная отрасл ь почти 4 трлн ВВП, если уполномоченные органы по времена ЧП заняты не тем – то запрет на экспорт, то ОРЦ, то еще что-то.
«Казалось бы, государством постоянно предпринимаются меры по улучшению ситуации, создаются предпосылки для активного развития отрасли. Сельское население становится получателем наибольшего числа пособий и льгот по реализуемым госпрограммам. Но несут ли эти программы реальный достаток жителям аула?» – сказала Д.Назарбаева.
Говорить об успешной реализации и результативности государственных программ не приходится.
«Очевидно, что при их разработке допускаются системные ошибки, которые, несмотря на все усилия государства, не дают отрасли выйти из состояния многолетней стагнации», — отметила Д.Назарбаева.
Безусловно, как она считает, ни у кого сегодня нет готовой формулы. Но нужно обсуждение! Всестороннее открытое и честное обсуждение увидеть и оценить ситуацию комплексно.
«Нужно выбрать свой, казахстанский путь развития сельского хозяйства, хорошо изучив также и опыт успешных стран. И взять на себя ответственность за результат, — резюмировала Дарига Назарбаева.
Но о какой ответственности за результат можно говорить, если уполномоченные органы тянут одеяло на себя. Делается всё и развернуто, но только не для села, не для сельского товаропроизводителя. Потому и плодятся ОРЦ и базары, но только не призводители.