Мнение

Психологические аспекты вербовки радикалов

Довольно известное высказывание, говорящее о том, что «террористами не рождаются, ими становятся», на сегодняшний день актуально и при прохождении определенных этапов жизни может стать системообразующим. Мы сегодня поговорили с экспертом, психологом столичного Центра изучения религий Али Сейдуллой, который рассказал про процесс вербовки и про тех, кто этой самой вербовке наиболее подвержен.

Процесс вербовки является одним из основных моментов вовлечения населения в террористическую деятельность, когда с помощью идеологических и психологических приемов в подсознание внедряются нужные установки. Данные приемы могут «блокировать» сознательно-волевую сферу и корректировать его в соответствии с целью террористической организаций.

На начальном этапе, как и во всех в деструктивных культах, вербовщиком используются три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих, т.е. самоидентификация, самоутверждение и самореализация.

Вербовка членов радикальных религиозных организаций рельефно наблюдается там, где речь идет о работе с молодежью. В основном, они стараются вербовать молодых людей, из числа так называемых «социальных аутсайдеров», хотя довольно частыми являются факты вербовки выходцев из представителей интеллигенции, научных работников, студентов.

Если говорить о причинах вступления человека в группу радикалов, то религиозные мотивы имеют большое значение, но не является ведущим мотивом. Они служат скорее логическим обоснованием, сознательно и открыто выражаемым мотивом. Главный мотив вступления в группу носит гораздо более, личностный характер и коренится в индивидах, в их стремлении к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, принадлежности к группе.

Таким образом, если более углубленно обратиться к психологии, то мы видим, что индивид в своем становлении как будущий террорист проходит несколько этапов:

Во-первых, к террористической деятельности в основном склоны люди со специфической личностной предрасположенностью (агрессивный характер, у многих обнаруживается дефект личности в основном вследствие психологических травм, физическая недостаточность, низкий образовательный уровень). Также в среду потенциальных террористов могут пополнить и люди, имеющие низкий социальный статус (выходцы из социально необеспеченных семей, испытывающие материально-финансовые затруднения).

Все эти факторы в комплексе приводят к ранней социализации индивида, причем многие, являясь выходцами из социально необеспеченных семей, не имея возможности получения хорошей профессии, становятся «социальными аутсайдерами». В то же время ранняя социализация также способствуют вступлению индивида на путь криминалитета. Этот путь в основном приводит к формированию агрессивного типа личности, что во многих случаях, способствует к постепенному нарцисстическому изменению в характере.

Во-вторых, можно выделить следующую категория лиц из-за ущербной самооценки, не способностью включиться в систему социальных отношений, формируется как внутренне озлобленный замкнутый тип индивида (этические интроверты).

В обоих случаях мы имеем дело с определенными социально-психологическими деформациями в личности. Также нужно отметить, что в основном в террористическую организацию вступают люди с низким уровнем интеллекта.

В итоге эти процессы как защитная реакция способствуют появлению в сознании индивида сверхсосредоточенности на защите собственного «Я» и желанию самоутвердиться в глазах друзей, родственников и пр. или же желанием отомстить своим обидчикам, которыми в данном случае является общество, государство и т.д. Отсюда основная мотивация терроризма – это «идейный абсолютизм», желание самоутвердиться, или же «молодежная романтика».

Это обуславливает поиск идеологических ориентиров, иначе как формы самовыражения. Вхождение индивида в религию идет по форме: «любить себя в религии», религиозное самосознание формируется в форме того, как он совершает великие дела во имя великой цели. Идет формирование в сознании индивида образов: «героя», «мученика за великое дело».

В-третьих, следующим этапом является формирование групповой самоидентификации — «объединение людей устремленных общей целью». Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль. Далее совершая дерзкие поступки, индивид уже стремится самоутвердиться в группе, показать определенные личностные качества. Групповое самосознание становится доминирующим и любой акт агрессии против группы рассматривается как действие, направленное против него самого.

Таким образом, процесс вербовки довольно многогранное и системное действие, зависящее как от действия вербовщика, так и от внутреннего состояния самого человека. Соответственно, хотелось бы подчеркнуть, что если вы или ваши близкие столкнулись с проблемами, связанными радикальными религиозными течениями либо психологическими проблемами то вы всегда можете обратиться с Центр изучения религий, придя по адресу г.Нур-Султан, ул Нажимеденова 10/1, или позвонив по номеру Ikomek 109.

 

 

Back to top button